МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

АГАЛАТОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

5-го созыва

 

РЕШЕНИЕ

24.12.2021                                                                                                           № 40

д. Агалатово

 

Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в совете депутатов МО «Агалатовское сельское поселение»

 

В соответствии Федеральным законом № 172-ФЗ от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г.  «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Областным законом  Ленинградской области от 17.06.2011 N 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области»,  руководствуясь Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, советом депутатов принято

 

РЕШЕНИЕ:

 

  1. Утвердить порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов в совете депутатов МО «Агалатовское сельское поселение» согласно Приложению к настоящему решению.
  2. Разместить настоящее решение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: агалатово.рф.
  3. Настоящее решение вступает в законную силу с момента его подписания.
  4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

 

 

 

Глава муниципального образования                                               А.В. Васютин

 

 

 

Приложение к решению совета депутатов муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области

от 24.12.2021 г. № 40

 

ПОРЯДОК

проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в совете депутатов МО «Агалатовское сельское поселение»

 

  1. 1. Общие положения

 1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее – Порядок) разработан в целях выявления коррупционных факторов в действующих муниципальных нормативных правовых актах и (или) в проектах принимаемых муниципальных нормативных правовых актов (далее - проектах НПА), и устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:

а) антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов и (или) проектов НПА (далее - антикоррупционная экспертиза) - деятельность уполномоченного органа, направленная на предотвращение включения или выявление в тексте муниципального нормативного правового акта (проекте НПА) коррупционных факторов;

б) коррупциогенность - закреплённый в муниципальном нормативном правовом акте механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупционных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;

в) коррупционный фактор - нормативная правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или их совокупность), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями создаёт риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий (коррупционные риски);

г) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод физических и юридических лиц решение или действие должностного лица, муниципального служащего, руководителя муниципального учреждения, вызванное наличием коррупционных факторов;

д) уполномоченный орган - должностное лицо, специалист аппарата совета депутатов МО «Агалатовское сельское поселение», уполномоченное на проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов НПА.

1.3. Антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Методикой по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 года (далее - Методика).

Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов в действующих муниципальных нормативных правовых актах, в проектах НПА, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких факторов.

1.4. При подготовке проекта муниципального нормативного правового акта должностные лица аппарата совета депутатов, осуществляющие подготовку проекта муниципального нормативного правового акта (далее - разработчик), должны стремиться к недопущению включения в текст проекта муниципального нормативного правового акта норм, содержащих типичные коррупционные факторы, перечисленные в Методике и в разделе 2 настоящего Порядка.

1.5. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат действующие муниципальные нормативные правовые акты и проекты НПА, направленные на регулирование правоотношений в следующих сферах с повышенным риском коррупции:

- в сфере размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд муниципального образования;

- в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;

- в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;

- в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договора социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;

- в сфере предоставления муниципальных гарантий, бюджетных кредитов, управления муниципальным долгом.

Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов и проектов НПА, регулирующих иные сферы деятельности органов местного самоуправления, проводится по рекомендации соответствующих комиссий действующих в совете депутатов.

  1. Коррупционные факторы

 2.1. В ходе антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:

2.1.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий совета депутатов муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» выражаются в:

а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления;

б) определении компетенции по формуле вправе – диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций;

в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления;

е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества – наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции – нарушении компетенции органом местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов;

з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие

законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

и) юридико-лингвистической неопределенности – употреблении не устоявшихся терминов и категорий оценочного характера;

2.1.2 Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте муниципального нормативного правового акта и выражаются в:

а) существовании пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

б) отсутствии административных процедур – отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур – закреплении административного порядка предоставления права (блага);

г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления - отсутствии

превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;

д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления -

отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления;

ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

2.1.3 К факторам системного характера относятся нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

2.2. Перечень коррупциогенных факторов, приведенных в настоящем Порядке, является исчерпывающим.

 

  1. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы

действующих муниципальных нормативных правовых актов

 3.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов организуется и проводится сектором по правовым вопросам совета депутатов ежеквартально в течение 30 календарных дней.

Действующие муниципальные нормативные правовые акты, подлежащие экспертизе, проверяются с учётом:

  • информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций(учреждений);
  • предложений от должностных лиц администрации, заинтересованных в проведении антикоррупционной экспертизы;
  • изменений действующего законодательства РФ.

3.2. Антикоррупционная экспертиза проекта НПА проводится юрисконсультом совет депутатов до подписания его главой администрации МО «Агалатовское сельское поселение». Срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта составляет не более пяти рабочих дней с момента поступления данного проекта от структурного подразделения, подготовившего проект на экспертизу.

3.3. Результатом проведённой антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов являются выявленные в муниципальном нормативном правовом акте коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.

 

  1. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы

4.1. По результатам антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов   уполномоченными лицами составляется заключение, по форме согласно Приложению №1.

4.2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:

- не может содержать утверждение о намеренном включении в муниципальный нормативный правовой акт или его проект коррупционных факторов;

- не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупционные факторы;

- не предполагает оценку объёма коррупционных последствий.

 

  1. Ответственность

 5.1. Ответственность за соответствие действующего муниципального нормативного правового акта требованиям, установленным настоящим Порядком, в полном объёме возлагается на аппарат совета депутатов МО «Агалатовское сельское поселение», подготовивших проекты, а также на лиц, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.