Зима 1941года была самой тяжелой – для фронта, для победы забрали восемь мешков картошки, оставив семье только два. Корову оставили одну на две семьи, но она была стельная и не доилась, да и кормить было нечем – сено тоже забрали. От голодной смерти семью спасли телячьи шкуры. До войны, новорожденного теленка месяц откармливали молоком, а затем, содрав шкуру, везли продать на рынок. В хлеву под крышей осталось висеть три таких шкуры, их и отваривали в самый голод.

27 марта  их отправили в эвакуацию, в Красноярский край, до которого добирались месяц. Взять с собой разрешили только 30 килограмм на всех. Перед самым отъездом велено было сдать в Муринский сельсовет корову, но справку, подтверждающую факт сдачи не выдали, и по приезду в Сибирь семья оказалась в бедственном положении. Тем, у кого справки имелись, выдали в совхозе коров, остальные остались ни с чем.

В Сибири было прожито шесть лет, потом переехали в Эстонию, но ненадолго. Волна репрессий докатилась и  до этого края. Из Эстонии выдворяли всех финнов. Семья Белгонин (это девичья фамилия Елизаветы Ивановны) уехала сама, не дожидаясь приказа властей. Пожили в Алтайском крае, потом переехали в Кемеровскую область. Здесь Елизавета Ивановна впервые спустилась  в угольную шахту, где отработала 9 лет взрывником. Она не только прокладывала под землей тоннели, похожие на тоннели метро, но и знала весь цикл работ в шахте, к делу всегда относилась добросовестно и ответственно.

 

 

В 1954 году, при Хрущеве, финны были реабилитированы, а еще через четыре года из шахт вывели всех женщин. Настало время сменить профессию. До войны Елизавета Ивановна окончила только пять классов, а после было не до учебы. Теперь, наконец, появилась возможность завершить образование. Она вновь села на школьную скамью, когда сыну было три года. Был даже период, когда они вместе ходили в школу и сын, увидев красные пометки на полях материнской тетради, строго требовал у нее показать дневник.

Окончив 11 классов, Елизавета Ивановна поступила сразу на третий курс в сельскохозяйственный техникум. Там она получила специальность зоотехника широкого профиля – это свиноводство, овцеводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д. – всего девять «водств», как сама она говорит.