Вопросы местного значения сельских поселений определены ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», областным законом Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области», при этом ликвидация мест несанкционированного размещения отходов в соответствии с названными положениями законодательства Российской Федерации к вопросам местного значения сельского поселения не относится.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, в соответствии с преамбулой к закону определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).

Закрытый перечень полномочий органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами определен ч. 2, ч. 3 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления, учитывая положения ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области», к ним относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 13.2 Закона об отходах производства и потребления мероприятия по выявлению несанкционированного размещения отходов производства и потребления отнесены  к перечню мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), входящими в региональную программу в области обращения с отходами.

Согласно статье 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

В соответствии с п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Аналогичный порядок закреплен п.п. 4.1-4.4. соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности «Ленинградская область» от 24.08.2018 г.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с письмом Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 29.12.2020 г. исх. №К-03-2377/2020-0-4, вх. №2768/01-08 от 30.12.2020 г., ликвидация несанкционированных мест размещения отходов осуществляется в соответствии со ст. 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации (защита земель от загрязнения отходами производства и потребления, осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение при использовании земельных участков требований экологических правил, нормативов) собственниками земельных участков, землепользователями землевладельцами и арендаторами земельных участков. Ликвидация несанкционированных свалок на землях, находящихся или относящихся к собственности муниципального образования, и (или) землях, расположенных на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на органы местного самоуправления муниципального района.

На основании изложенного, администрация муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не наделена полномочиями по выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.

 

При обнаружении несанкционированной свалки необходимо направить информацию в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области на почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., или позвонить по телефону «Зеленой линии»: +7(921) 908-50-86, пн-пт с 09:00 до 18:00.

Также при обнаружении несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов информацию можно направить регоператору - АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», на адрес электронной почты: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..