В современной России предпринимательская деятельность является основой развития национальной экономики, поскольку именно предпринимательство, бизнес обеспечивают пополнение федерального, региональных и местных бюджетов, способствуют созданию рабочих мест, формированию в стране среднего класса и т.д. В связи с этим одной из важнейших задач государства становится создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Представленные условия значительно оптимизируют законодательную базу Российской Федерации только в рамках неукоснительного соблюдения норм в сфере законной предпринимательской деятельности. Механизмы защиты прав предпринимателей достаточно актуальное направление не только в деятельности самих предпринимателей, но и государственных органов и публичной власти. Существенная роль в вопросе защиты прав предпринимателей отведена деятельности органов прокуратуры. Особенно актуальна разработка прокурорского надзора при исполнении законов по расследованию незаконного предпринимательства, участившегося в рамках глобальной пандемии в связи с коронавирусной инфекцией с марта 2020 года. Прокуратура Российской Федерации в рамках надзора за осуществлением предпринимательской деятельности наделена широким кругом полномочий, которые не всегда адекватно реализованы, либо ограничены несовершенством законодательства. Следует отметить, что о необходимости обеспечения соблюдения и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а также ограничения контроля со стороны государственных органов за осуществлением предпринимательской деятельности неоднократно говорил и Президент России в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ. В связи с этим, учитывая важность поставленных Президентом страны задач, в структуре Генеральной прокуратуры РФ создано управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, осуществляющее надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей, а также за законностью проверок органов контроля. Аналогичные подразделения действуют также в региональных прокуратурах. С одной стороны, прокурорский надзор в сфере предпринимательства универсален. То есть прокурорский надзор подчинен основной цели – это гарантия исполнения законов, проверка правильности исполнения этих законов, т.е. фактически, за соблюдением законодательства в целом. С другой стороны, мы можем под функциональностью прокурорского надзора подразумевать соблюдение за законными правами и свободами человека и гражданина. Ведь в компетенции прокурорских надзорных органов можно выделить организационные и практические меры, направленные на ограничение административного давления на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и со стороны надзорных органов регулярностью и гласностью в их деятельности. В целях большего взаимодействия с сообществом предпринимателей были созданы такие институты, как: Межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей, Общественные советы по защите малого и среднего бизнеса при прокуратурах субъектов РФ. В то же время следует отметить, что нарушения законодательства, включая уголовное законодательство, нередко допускаются не только в отношении предпринимателей, но и самими предпринимателями. В последние годы отмечается рост количества преступлений в сфере экономической деятельности, в том числе преступлений, предусмотренных ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство. Так, в 2016 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 108 754 преступления в сфере экономической деятельности, в 2017 г. – 105 087, в 2018 г. – 109 463, в 2019 г. – 104 927, в 2020 г. – 105 480 . При расследовании таких преступлений также важная роль принадлежит органам прокуратуры, осуществляющим надзор за соблюдением законов на стадии досудебного судопроизводства. Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предпринимательства можно рассматривать как контроль за законностью и обоснованностью избрания и продления мер пресечения и иных мер процессуального принуждения в отношении субъектов предпринимательства. При этом прокурорский надзор с учетом правовых позиций обеспечивает контроль над законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов государственного регулирования, в том числе за своевременностью принятия таких актов, выполнением разрешительных документов, лицензий и др., регистрация и иные процедуры контрольных органов, в том числе соблюдение заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам, исполняемым предпринимателями, а также незаконное вовлечение правоохранительных органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами и применение мер принуждения и ответственности к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предпринимательства специфичны, что связано с особенностями производства по уголовным делам данной категории. Рассматривая предмет надзора в контексте исполнения законов, подчеркнем, что структуру законодательства, надзор за исполнением которого осуществляет прокурор, составляют УК РФ и УПК РФ, нормы международного права. Надзор за исполнением подзаконных актов не осуществляется. Объектом прокурорского надзора при расследовании незаконного предпринимательства является расследование вышеуказанного преступления. Пределы прокурорского надзора определяют границы возможного, должного, а также запрещенного при выборе прокурором объектов предстоящей проверки, применении полномочий и средств прокурорского реагирования. Изучая состояние прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предпринимательства на современном этапе было выделено, что: - организация прокурорского надзора при расследовании незаконного предпринимательства обобщенно представляет собой множество сфер направлений деятельности. При этом достаточно значима необходимость мониторинга соблюдения прав и законных интересов предпринимателей в ходе уголовного судопроизводства для минимизации рисков необоснованного вмешательства правоохранительных органов в их хозяйственную деятельность. - проблемы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора при расследовании незаконного предпринимательства более всего представлены публичными попытками навести порядок в рядах тех, кто обязан следить за порядком, что приравнивается к попыткам воспрепятствовать избранию меры пресечения в отношении предпринимателей (ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ). Практика показывает, что декларативные запреты, даже несмотря на наличие многочисленных соответствующих разъяснений ВС РФ, не спасают ситуацию. Однако такая формулировка дает правоохранителям возможность признать все необходимое для доказательной базы. Такая формулировка дает «большой простор» сотрудникам правоохранительных органов, которые могут рассматривать любой документ, способный служить доказательством по уголовному делу, и на этом основании изымать его, а впоследствии возвращать, не признавая этот документ доказательством. Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении прокурорского надзора при расследовании фактов незаконного предпринимательства и в то же время по защите прав субъектов предпринимательства уже давно выделен в самостоятельное направление работы прокуратуры. Известные негативные последствия для бизнеса от пандемии повысили актуальность надзорной поддержки в этой сфере с целью исключения дополнительных факторов давления на предпринимателей, создания для них максимально благоприятного климата. Совершенствование прокурорского надзора при расследовании незаконного предпринимательства мы можем выделить в предложения по совершенствованию законодательства в сфере прокурорского надзора в большей мере для защиты прав предпринимателей. На основе анализа статистических данных о деятельности органов прокуратуры за последние десять лет, размещенных на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, можно сделать вывод о большом количестве выявляемых прокурорами нарушений закона, которые допускаются на предварительной стадии уголовного судопроизводства. Главной задачей прокурора является обеспечение законности предварительного следствия путем выявления нарушений закона и своевременного принятия мер прокурорского реагирования для их оперативного устранения. Своевременность означает, что допущенное нарушение выявлено и приняты меры к его устранению до наступления возможных негативных последствий. Для прокурора своевременность обусловливает оперативное применение специальных средств реагирования. Для оперативного реагирования прокурор должен располагать необходимыми процессуальными полномочиями. студентка 2 курса магистратуры ФГБО УВО МГЮА им. О.Е. Кутафина Коч Виолетта Харлампиевна