1. Предусмотрена ли ответственность за совершение коррупционных правонарушений для организаций?

 

Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение определенных действий (бездействия).

Частями 2 и 3 данной статьи установлены квалифицирующие признаки совершения административного правонарушения в зависимости от размера незаконного вознаграждения.

Санкция данной статья предусматривает штраф в размере до стократной суммы незаконно переданного имущества либо оказанных, обещанных или предложенных услуг с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет установленную ст. 19.29 КоАП РФ административную ответственность, в том числе юридического лица.

 

 

  1. Какие меры по предупреждению коррупции должны приниматься в организациях?

Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.Законодателем установлен примерный перечень таких мер: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется профилем ее работы, производственной отраслью и другими особенностями условий, в которых она функционирует. 

 

  1. Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия.Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

 

 

  1. Какие критерии применяются для признания информации достаточной при принятии решения об осуществлении контроля за расходами?

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ) основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 данного Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

При этом, такая информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке органами, организациями и должностными лицами, перечисленными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ.

В случае получения таких данных из внешних источников, на наш взгляд, такая информация должна содержать, как минимум, сведения, позволяющие идентифицировать должностное лицо, в отношении которого она направлена и приобретенное им имущество.

Принятию решения о проведении контроля за расходами должен предшествовать анализ кадровым подразделением представленных служащим справок о доходах, расходах за 3 года, а также приложенных к ним копий документов, являющихся законным основанием для возникновения права на вышеуказанное имущество.

При этом, наличие достаточности должно определяться в каждом случае индивидуально к сложившейся ситуации.

Так, само по себе заполнение раздела 2 справки о доходах, расходах не дает основание для принятия такого решения, поскольку этот раздел может быть заполнен ошибочно, либо служащим в иных разделах такой справки (раздел 1 – о доходах, раздел 6 – об обязательствах имущественного характера) могут быть отражены сведения, объясняющие соответствие расходов доходам.

В частности, например, кредитные обязательства в раздел 1 справки не включаются, но их следует учитывать при определении такого соответствия.

С другой стороны, незаполнение раздела 2 при одновременном указании приобретенного имущества и источников средств в иных разделах само по себе также не нельзя рассматривать как достаточность для принятия решения о контроле за расходами.

Ключевым параметром достаточности, на наш взгляд, является выявление несоответствия указанных в справках за соответствующие периоды сведений о полученных доходах, под которыми в данном случае следует понимать любые средства, приобретенные законным путем.

Также следует иметь ввиду, что главной целью контроля за расходами является проверка достоверности и полноты представленных сведений (пункт 2 части 4 статьи 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ). Поэтому имеющаяся информация о сокрытии приобретенных объектов имущества, об очевидной занижении стоимости такого имущества либо о завышении (фиктивном получении) сумм доходов также указывает на несоответствие доходов расходам и может служить основанием для осуществления контроля за расходами.

При таких обстоятельствах в ходе контроля за расходами следует максимально критично оценивать достоверность сведений об источнике получения средств, направленных в последующем на приобретение имущества.

 

 

  1. На каком основании осуществляется проверка сведений, представленных гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу? В отношении каких гражданских служащих должна проводиться проверка достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах?

 

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Согласно пункту 10 названного положения, основанием для проведения проверки сведений, представленных гражданином при поступлении на государственную службу, а также государственным служащим, замещающим должность государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке перечисленными в данном пункте органами, организациями, их должностными лицами и работниками кадровых подразделений.

 

 

  1. Можно ли обратиться с жалобой на вступивший в законную силу приговор в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и что для этого требуется?

 

Вступившее в законную силу судебное решение может отменить или изменить только вышестоящий суд. Вместе с тем, органы прокуратуры вправе принести на состоявшиеся судебные решения кассационные (надзорные) представления с целью их пересмотра вышестоящим судом. Непосредственно в Генеральной прокуратуре Российской Федерации разрешаются обращения, содержащие доводы, по которым ранее принято решение прокурором субъекта Российской Федерации, а также обращения по уголовным делам, рассмотренным в апелляционном порядке Верховным Судом Российской Федерации.

К обращению необходимо приложить копию ответа прокурора субъекта Российской Федерации а также копии обжалуемых судебных решений. В обращении следует отразить наименование суда первой инстанции, постановившего приговор, дату провозглашения приговора, дату и результаты апелляционного рассмотрения дела, изложить обстоятельства, свидетельствующие, по мнению заявителя, о необходимости отмены или изменения приговора.

 

 

  1. Могут ли лица, не наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законом правом обжалования вступившего в законную силу судебного решения, обратиться с жалобой на приговор в Генеральную прокуратуру Российской Федерации?

 

Лица, не наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законом правом обжалования вступившего в законную силу судебного решения, вправе обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой. 

 

 

  1. В каких случаях приговор, вступивший в законную силу, может быть отменен или изменен?

 

Основаниями отмены или изменения вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела (например, дело рассмотрено незаконным составом суда, было нарушено право осужденного на защиту, содеянное квалифицировано неправильно и т.д.), либо выявление обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.

 

 

  1. Предусмотрены ли законом конкретные сроки для обжалования и пересмотра вступивших в законную силу судебных решений?

 

Вступившие в законную силу оправдательный приговор, либо обвинительный приговор по основаниям, ухудшающим положение осужденного, могут быть пересмотрены в срок, не превышающий одного года со дня их вступления в законную силу. Этот срок восстановлению не подлежит вне зависимости от уважительности причины его пропуска.

Обжалование вступившего в силу обвинительного приговора по основаниям, улучшающим положение осужденного (например, по мотивам необходимости отмены или изменения приговора в связи с существенными нарушениями уголовного и уголовно-процессуального закона, изменения квалификации в сторону смягчения, снижения назначенного судом наказания, и т.п.), какими-либо временными рамками не ограничено.

 

 

  1. Каков алгоритм действий участкового при получении жалобы от гражданина?

 

Получив жалобу непосредственно от граждан, участковый уполномоченный полиции регистрирует ее в журнале учета приема граждан, их обращений и заявлений.

При обнаружении в ходе проверки обращения признаков преступления, участковый уполномоченный полиции составляет рапорт на имя начальника территориального органа внутренних дел. Затем он должен сообщить об этом в дежурную часть доступным видом связи для регистрации поступившей информации.

При отсутствии по объективным причинам возможности сообщить в дежурную часть информацию о принятом заявлении, участковый передает ее лично в дежурную часть территориального органа внутренних дел.

Если же в ходе приема поступило устное заявление о преступлении, составляется протокол принятия устного заявления о преступлении.

Все эти документы (сообщение о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, заявление о явке с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления) оформляются согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В частности, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ. Об этом на документе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

 

 

  1. Есть ли какая-то система профилактики преступлений участковыми?

 

Указанная система имеется. Участковым уполномоченным полиции в системе профилактики преступлений отводится одно из центральных и поэтому важных мест.

Свыше половины ежедневно выполняемой ими работы занимают вопросы предупреждения праовнарушений. Для этого остаточно посмотреть на перечень возложенных на них законом и ведомственными приказами обязанностей.

Это и профилактический обход административного участка, прием граждан и рассмотрение их обращений, проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, отчет перед населением о проделанной работе.

В чем это выражается? Например, участковый осуществляет контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, – это называется административный надзор.

Устанавливает лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотиков, вовлекающих их в занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.

Он выявляет подростков, проживающих в ненадлежащих условиях. Информирует об этих фактах подразделения по делам несовершеннолетних.

 

  1. Кто имеет право обжалования решений и действий следователя, руководителя следственного органа и прокурора по уголовным делам, материалам доследственных проверок?

 

Правом обжалования решений и действий следователя, руководителя следственного органа и прокурора наделены все участники досудебного производства, а также иные лица, но лишь в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. То есть предполагается, что принятие обжалуемого решения (совершение действия или бездействия) способно причинить ущерб конституционным правам и свободам непосредственно заявителя, а не третьих лиц.

 

 

  1. Оказание заключенным под стражу и осужденным к лишению свободы медицинской помощи. Состояние прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере.

 

Надо признать, что в последние годы наблюдается стабильно положительная динамика по обеспечению заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы надлежащей медицинской помощью. Уменьшается количество жалоб в органы прокуратуры по данным вопросам, сокращается число смертей среди заключенных под стражу и осужденных по болезни, улучшается ситуация по снабжению учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) лекарственными препаратами и медицинским оборудованием, снижаются показатели по количеству повторных заболеваний среди лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

Во многом этому способствует проведение руководством ФСИН России необходимых реформ в указанной сфере, активизация ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в УИС со стороны руководства и должностных лиц управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России.

В определенной степени на ситуацию положительно влияет и усиление прокурорского надзора за соблюдением законов, направленных на охрану здоровья граждан в учреждениях УИС.

Так, в марте 2016 года Генеральным прокурором Российской Федерации направлено письмо Председателю Правительства Российской Федерации о принятии мер на государственном уровне для решения проблемы с обеспечением осужденных, больных ВИЧ-инфекцией и гепатитом, диагностическими средствами и лекарственными препаратами. Реализация Минздравом России высказанных в данном письме предложений позволила обеспечить медицинские учреждения УИС соответствующими лекарственными препаратами в необходимом объеме.

По сведениям ФСИН России всего в структуре 67 медико-санитарных частей (далее – МСЧ). В данном федеральном органе исполнительной власти функционируют 1 024 филиала МСЧ, из них: 673 медицинских части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии; 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора; 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных, 5 психиатрических, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России), 13 филиалов Домов ребенка.

Для оказания помощи заключенным под стражу и осужденным в учреждениях УИС, в которых функционируют фельдшерские и врачебные здравпункты, организовывается дежурство медицинских работников на дому. В случае необходимости оказания экстренной медицинской помощи обеспечивается вызов неотложной скорой помощи учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Однако, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему во многих следственных изоляторах, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях нарушаются права граждан на охрану здоровья. В ходе прокурорских проверок в 2016 году установлено более 15 тысяч таких нарушений.

До настоящего времени медицинские подразделения ряда вышеуказанных учреждений не имеют современного медицинского оборудования. Обновление имеющегося и эксплуатируемого десятками лет оборудования, к тому же выработавшего технический ресурс, производится медленно. Не всегда соблюдались сроки проведения первичных или текущих медицинских осмотров, флюорографических и лабораторных исследований. Нередки случаи отсутствия у медицинских работников документов об образовании или профессиональной переподготовке, подтверждающих необходимый уровень квалификации, значителен удельный вес вакантных штатных единиц в подразделениях медицинской службы, в особенности врачей-специалистов.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости дальнейшей активизации и повышения качества прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании лиц под стражей и исполнении уголовных наказаний, в том числе в упомянутой сфере.

С целью улучшения сложившейся ситуации Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров субъектов Российской Федерации на принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование организации надзора, обеспечив надлежащую защиту конституционных прав и законных интересов граждан на безопасные условия содержания и охрану здоровья.

 

 

  1. Что нужно знать о порядке поступления и распределения в учреждениях УИС гуманитарной и благотворительной помощи.

 

Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставлены права принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество (пункт 19 статьи 14). Других упоминаний в действующем уголовно-исполнительном законодательстве о благотворительной и гуманитарной помощи учреждениям уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) нет.

В настоящее время вышеуказанные вопросы регулируются Методическими рекомендациями по приему благотворительных пожертвований в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, и контролю за их целевым использованием учреждениями уголовно-исполнительной системы, утвержденными Распоряжением директора ФСИН России от 30 сентября 2014 г. № 188-р (далее – Рекомендации).

В соответствии с Рекомендациями прием благотворительных пожертвований, передаваемых для конкретных подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС, запрещается.

Основанием для приема такой помощи является письменное обращение на имя начальника учреждения УИС, в котором указывается форма осуществления пожертвования, а также наименование, количество, цена и целевое назначение передаваемых материально-технических ресурсов, имущества и финансовых средств. Данное обращение в обязательном порядке регистрируется в подразделении делопроизводства учреждения УИС.

Приказом начальника этого учреждения создается специальная комиссия по приему и распределению пожертвований, утверждается ее состав и Положение. В состав комиссии в обязательном порядке входят представители всех заинтересованных служб (бухгалтерия, тыловая, оперативная и юридическая службы, медицинские работники и другие). Перед приемом помощи проводится правовая экспертиза сделки (договора) и ее законности, изучается вся документация. Затем этот договор официально подписывается и регистрируется, ставится на бухгалтерский учет. Комиссия составляет план распределения этой помощи. В нем подробно указывается источник поступления пожертвования, наименование, количество, качественные характеристики, информация об оприходовании (книги, карточки складского учета, фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, принявшего ценности) и получатель (получатели). Прием пожертвований в форме финансовых средств, имеющих целевое значение, осуществляется путем зачисления данных денежных средств в доход федерального бюджета на соответствующие коды классификации федерального бюджета, закрепленные за учреждениями УИС. Контроль за поступлением, распределением и целевым использованием благотворительных пожертвований осуществляет начальник учреждения УИС.

По всем случаям недостачи, хищений и злоупотреблений, а также нецелевого использования благотворительных пожертвований проводятся служебные проверки в установленном порядке, при наличии оснований материалы передаются в следственные органы.

Несмотря на отсутствие в органах прокуратуры фактов, свидетельствующих о распространенности случаев злоупотреблений при приеме и распределении гуманитарной помощи, полагаем, что данные вопросы следует прописать законодательно, что, несомненно, повысит ответственность лиц, привлеченных к работе по приему и распределению пожертвований, за возможные злоупотребления. Кроме того, законодательные акты доступны значительно более широкому кругу людей, чем внутриведомственные нормативные организационно-распорядительные документы. Это делает правоотношения в данной сфере более прозрачными и ясными. И наконец, законодательное закрепление порядка осуществления гуманитарной помощи позволит контролирующим и надзорным органам осуществлять свои функции в полном объеме.

 

 

  1. Блокировка интернет-сайтов с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в несогласованных массовых (публичных) мероприятиях.

 

В связи с наделением в 2014 году полномочий, предоставляющих Генеральной прокуратуре право направления в Роскомнадзор требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского характера, в 27 управление поступают многочисленные интернет-обращения граждан об удалении из сети Интернет экстремистских материалов.

В результате проведенной работы в указанный период Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Роскомнадзор направлено более 400 требований, на основании которых заблокирован доступ к более чем 2 тыс. интернет-ресурсам, содержащим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в несогласованных массовых (публичных) мероприятиях, с 18 тыс. сайтов противоправная информация удалена.

Так, заблокированы сайты террористических организаций «ИГИЛ», «Кавказ-центр», «Имарат Кавказ» и другие, осуществлявшие в том числе информационное обеспечение деятельности участников бандформирований Северно-Кавказского региона. Посредством этих сайтов распространялись идеи радикального ислама и призывы к террористическим актам.

Основанием для вмешательства органов прокуратуры явились также призывы к свержению конституционного строя и изменению территориальной целостности Российской Федерации, а также насилию над гражданами по мотивам их национальной и религиозной принадлежности.

Разъяснение об ответственности за участие в несанкционированных массовых акциях.

Кроме того, в связи с возможным проведением в регионах России массовых акций, не согласованных органами власти и местного самоуправления, органами прокуратуры организована работа по выявлению и пресечению распространения в сети «Интернет» призывов к участию в таких мероприятиях.

Следует отметить, что при проведении и участии в подобных мероприятиях возникает риск провокаций, направленных на нарушение общественного порядка, что создает условия для личной безопасности граждан.

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 20.2 и 19.3 КоАП РФ за участие граждан в несанкционированных мероприятиях и неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.

 

 

  1. Как можно гражданину ознакомиться с материалами проверки по обращению при отсутствии возможности лично прибыть в прокуратуру?

 

В таком случае, ознакомиться с материалами соответствующей проверки может представитель по доверенности. Порядок ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, регламентирован п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. Для предоставления такой возможности заявителю в случае, если затрагиваются его права и свободы (либо его представителю) необходимо обратиться в орган прокуратуры с заявлением. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи такого обращения и осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора.

 

  1. Может ли гражданин получать информацию об ответственном исполнителе по своему обращению и о том, как будет происходить проверка изложенных фактов?

 

В соответствии с п. 1.10 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, работники делопроизводственных служб по устным (телефонным) запросам граждан или представителей организаций могут сообщать им:

- входящий регистрационный номер документа;

- дату регистрации;

- наименование прокуратуры, структурного подразделения, в которых находится на рассмотрении обращение;

- дату направления ответа;

- информацию о продлении срока рассмотрения обращения;

- исходящий номер документа.

 

 

  1. Как узнать, на какой стадии находится рассмотрение обращения в органах прокуратуры?

 

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения, граждане вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В развитие требований Федерального закона порядок и сроки информирования заявителей (направление ответов, уведомлений) определены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» на этапе принятия решения по итогам рассмотрения поступивших в органы прокуратуры обращений, в том числе:

о результатах проверки обращения;

о продлении в установленном порядке срока разрешения обращения;

о направлении обращения (в полном объеме или в части) для рассмотрения в другое ведомство (в том числе органы предварительного расследования), к компетенции которого относится рассмотрение поставленного вопроса;

о направлении обращения соответствующему прокурору;

о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные;

в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению (если фамилия и адрес заявителя поддаются прочтению);

о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение;

о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

По устным (телефонным) запросам граждан или представителей организаций работники делопроизводственных служб могут сообщать им иную, предусмотренную п. 1.10 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, информацию.

 

 

  1. Законно ли привлечение к административной ответственности лиц за превышение скоростного режима, зафиксированное с использованием метода измерения и вычисления средней скорости?

 

Генеральной прокуратурой Российской Федерации по данному факту проведена проверка в городах Москве и Санкт-Петербурге, на территории которых применяется подобная административная практика.

Установлено, что в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является фиксация административного правонарушения в области дорожного движения, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Действующие в названных городах системы измерения и вычисления средней скорости движения транспортных средств имеют свидетельства о прохождении поверки и соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к специальным техническим средствам.

Вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях, зафиксированных в ходе эксплуатации указанных систем измерения, согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ содержат все необходимые сведения об административном правонарушении, в том числе о времени и месте его совершения, а также скорости движения автомобиля. При этом информация о средней скорости движения транспортных средств в данных постановлениях не отражается, так как технологические особенности и методы ее определения законодательством не предусмотрены.

Вместе с тем, по мнению судебных органов, указанные факты, а также отсутствие самого понятия «средняя скорость движения» в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, не является основанием для освобождения лица от административной ответственности (постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 19.06.2014 № 4а-563, оставленное без изменения постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 № 11-АФ14-767).

С учетом изложенного применение фото- и видеофиксации правонарушений с использованием технологии определения средней скорости движения требованиям федерального законодательства не противоречит.

 

 

  1. По каким вопросам предприниматели могут обращаться в органы прокуратуры?

 

Органы прокуратуры защищают права предпринимателей во многих сферах правового регулирования.

Прежде всего, хозяйствующие субъекты могут оспорить в органы прокуратуры незаконные, по их мнению, положения нормативных правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг или осуществления контрольно-надзорных функций.

В случае несогласия с действиями органов власти, уполномоченных на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур, предприниматель также вправе обратиться в органы прокуратуры.

Прокурорами также пресекаются факты неисполнения требований Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это вопросы, связанные с выделением бюджетных средств (субсидий) хозяйствующим субъектам, обязательным размещением информации об оказании помощи предпринимателям в общедоступных источниках, соблюдением гарантированного федеральным законодательством преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества и др.

Одним из приоритетных направлений работы прокуроров выступает обеспечение соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременную оплату государственными заказчиками обязательств по исполненным контрактам.

 

 

  1. В какую прокуратуру необходимо обращаться в случае совершения правонарушения в сфере транспорта?

 

В соответствии с организационно-распорядительными документам Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам устранения нарушений в сфере железнодорожного, воздушного и водного транспорта необходимо обращаться с соответствующим заявлением в специализированные транспортные прокуратуры.

 

 

  1. Каков порядок трудоустройства в органы прокуратуры Российской Федерации на прокурорские должности

 

Согласно статье 401 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на службу в органы прокуратуры Российской Федерации могут быть приняты граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В соответствии со статьёй 405 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вопросы комплектования кадров территориальных органов прокуратуры отнесены к исключительной компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации, к которым заявитель вправе обратиться по вопросу трудоустройства.

 

 

  1. В каких гражданских делах участвует прокурор?

 

Прокурор вступает в гражданский процесс и дает заключение по делам, в которых такое участие предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и другими федеральными законами, а именно: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (часть 3 статьи 45 ГПК РФ); о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (статьи 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ); об усыновлении и отмене усыновления (статьи 125, 140 СК РФ, статья 273 ГПК РФ); о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации (статья 24415 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (статья 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (статья 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (статья 288 ГПК РФ).

При несогласии с выводами суда по обозначенным категориям дел, прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление в суд, соответствующего уровня (статьи 320, 376, 3911 ГПК РФ).

 

 

  1. Может ли суд взыскать с гражданина задолженность за оплату коммунальных услуг без проведения судебного заседания?

 

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающие пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства.

Судебный приказ выносится мировым судьей в течение пяти дней без судебного разбирательства и вызова сторон (статья 126 ГПК РФ).

Копия судебного приказа направляется должнику в пятидневный срок со дня его вынесения.

Судебный приказ подлежит отмене мировым судьей, если от должника в десятидневный срок поступили возражения, относительно его исполнения. Также на судебный приказ может быть подана кассационная жалоба непосредственно в суд кассационной инстанции течение шести месяцев со дня его вынесения (часть 1 статьи 367, часть 1 статьи 3861 ГПК РФ).

 

 

  1. В течение, какого времени можно обратиться в суд с заявлением о взыскании заработной платы?

 

Федеральным законом от 03.07.2016 № 272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» срок для обращения в суд с заявлением о взыскании невыплаченной заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, увеличен с трех месяцев до одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

 

  1. Конституционным Судом Российской Федерации дано разъяснение о размере выходного пособия

 

Конституционным Судом Российской Федерации дано разъяснение о размере выходного пособия

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

По своей правовой природе выходное пособие, как и сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, является гарантийной выплатой. Ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период трудовой деятельности.

Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм, она призвана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Случаи, когда размер выходного пособия работодатель рассчитывает в зависимости от числа фактически отработанных дней в месяце, в котором произошло увольнение - неправомерно. 

Данную позицию подтвердил Конституционный Суд РФ в своем постановлении №34-П от 13.11.2019 года.

 

 

  1. Ответственность за незаконную организацию азартных игр. Ответственность за незаконную организацию азартных игрСтатьей 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах. При этом игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов. Статьей 171.2 УК РФ за незаконные организацию и проведение азартных игр предусмотрена уголовная ответственность. Так, организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Привлечение юридических лиц к административной ответственности регламентировано ст. 14.1.1 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде наложения административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования. Ответственности подлежат и собственники помещений, предоставляющие их для незаконных организации и (или) проведения азартных игр. Совершение таких действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей. 

 

 

  1. Упрощен порядок получения гражданами компенсации на уход за инвалидами и лицами, достигшими 80 лет.     Упрощен порядок получения гражданами компенсации на уход за инвалидами и лицами, достигшими 80 лет.С 9 ноября 2018 года гражданам, которые ухаживают за инвалидами или престарелыми, будет проще получить компенсацию за уход.Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства РФ от 30 октября 2018 года № 1287  в Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет и в Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы.Так, неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за указанными категориями граждан, для назначения компенсации не требуется представлять документы о прекращении работы, если пенсионный орган уже располагает такими сведениями. В настоящее время факт прекращения трудовой деятельности подтверждается трудовой книжкой лица, осуществляющего уход.Для получения компенсации по уходу за инвалидом I группы, престарелым гражданином, нуждающимся в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, требуется также трудовая книжка этих лиц.Размер указанной компенсации остается неизменным с 2008 года и составляет 1200 руб. (п. 1 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»).

 

 

  1. Внесены изменения в Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов. 

Внесены изменения в Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2018 № 1345 внесены изменения в Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов.

Участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предоставлена возможность получения займа для погашения ранее полученного кредита на приобретение жилья.

Поправками, в частности, установлены порядок и условия предоставления целевого жилищного займа для погашения обязательств по ипотечному кредиту, предоставленному участнику для рефинансирования ранее полученного ипотечного кредита, исполнение обязательств по которому осуществлялось с использованием средств целевого жилищного займа, в том числе определен перечень представляемых участником документов, порядок заключения уполномоченным органом (федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы) дополнительного соглашения к договору целевого жилищного займа, основания для отказа в заключении указанного соглашения. 

Также предусмотрена возможность заключения кредитором с уполномоченным органом соглашения об изменении старшинства залогов, в соответствии с которым требования РФ удовлетворяются после удовлетворения требований кредитора.

 

 

 

  1. О защите трудовых прав работников предпенсионного возраста.                      О защите трудовых прав работников предпенсионного возраста

14 октября 2018 года вступил в законную силу Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», согласно которому УК РФ дополнен ст. 144.1.

В соответствии с названной статьей преступлением будет являться необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. 

При этом согласно примечанию к данной статье под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации

Указанные действия грозят работодателю (должностному лицу) штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

 

 

  1. В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие единый налоговый платеж физического лица

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие единый налоговый платеж физического лица

Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 232-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен статьей 45.1, которой предусмотрен единый налоговый платеж физического лица.

Единый налоговый платеж - это денежные средства, которые физическое лицо добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного поручения для уплаты налога на имущество физических лиц, а также транспортного и земельного налогов.

Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, которые физическое лицо добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в счет уплаты транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

Перечисляется единый налоговый платеж физического лица в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика - физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории России), а при отсутствии у физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица будет осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика по соответствующим налогам, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням и процентам по налогам.

 

 

  1. Ежемесячную выплату из средств материнского капитала можно оформить в любом территориальном органе Пенсионного фонда России. 

Ежемесячную выплату из средств материнского капитала можно оформить в любом территориальном органе Пенсионного фонда России

01.05.2019 года внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьях, имеющих детей» (далее Закон).

В соответствии со статьей 2 Закона заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Воспользоваться правом на получение ежемесячной выплаты из средств материнского капитала могут российские семьи с низкими доходами, в которых второй ребенок рожден или усыновлен начиная с 1 января 2018 года и которые не использовали всю сумму капитала на основные направления программы. 

Подать заявление о распоряжении материнским капиталом на ежемесячную выплату можно в любое время в течение 1,5 лет с момента появления второго ребенка в семье. 

Если обратиться в ПФР в первые полгода, выплата будет предоставлена за все месяцы с даты рождения или усыновления. 

При обращении позже 6 месяцев, выплата будет предоставлена со дня подачи заявления. 

Кроме того на сайте ПФР работает калькулятор ежемесячной выплаты, позволяющий определить право семьи на выплату, а также узнать ее размер в конкретном регионе.

 

 

  1. Введена уголовная ответственность для водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия.     Введена уголовная ответственность для водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия

Федеральными законами от 23.04.2019 № 65-ФЗ  и № 64-ФЗ  ужесточена ответственность  для водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погибли люди, либо здоровью пострадавших причинен тяжкий вред.

Ранее статьей 264 Уголовного кодекса РФ предусматривалось более жестокое наказание только в отношении водителей, совершивших ДТП в состоянии  алкогольного опьянения. 

Теперь водитель, причастный к аварии, в которой погибли или пострадали люди, и скрывшийся с места происшествия, по мере ответственности приравнивается к лицу, совершившему ДТП в состоянии  алкогольного опьянения. В этом  случае виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 9 лет.

Для водителей, которые  скрылись с места аварии, в результате которой пострадавшим причинен легкий или средний вред здоровью, предусмотрен    административный арест до 15 суток.    

 

 

 

  1. Внесены изменения в статью 21.7 КоАП РФ за умышленные порчу или утрату документов воинского учета. 

Внесены изменения в статью 21.7 КоАП РФ за умышленные порчу или утрату документов воинского учета

С 12.04.2019 вступили в силу положения, принятые Федеральным законом от 01.04.2019 № 47-ФЗ «О внесении  изменений в статьи 21.7 и 23.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законом внесены изменения в редакцию диспозиции статьи 21.7 КоАП РФ.  

В соответствии с принятыми поправками, административно-наказуемым деянием является умышленные порча или уничтожение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу,  военного билета (временного  удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, а также  небрежное хранение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного  удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, повлекшее их утрату.

Санкция статьи оставлена без изменения и предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения или штрафа до 500 рублей.  

Помимо этого определено, что рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе по ст. 21.7 КоАП РФ, от имени военных комиссариатов вправе военные комиссары, военные комиссары муниципальных образований, а также начальники  отделений военных комиссариатов муниципальных образований. 

 

 

  1. Дополнительные налоговые льготы многодетным семьям. 

Дополнительные налоговые льготы многодетным семьям

Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ «О внесении  изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ  и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ  и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотрено  предоставление дополнительных налоговых льгот многодетным семьям.

При наличии сведений о количестве детей налогоплательщика инспекция самостоятельно предоставит вышеуказанным физическим лицам льготы по налогу на имущество и земельному налогу. Однако целесообразно обратиться в налоговый орган с заявлением о  предоставлении льготы до начала формирования налоговых уведомлений за 2018 год. Следует напомнить, что закон уточняет исчисление налога на имущество физических лиц в случае разрушения объекта, транспортного налога в случае угона автомобиля.  

Юридические лица перестанут предоставлять декларации по земельному и транспортному налогу. По налогу на имущество организаций можно будет представить одну декларацию, если налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях по месту нахождения  принадлежащих объектов недвижимости.

Кроме того, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практики, вместо подачи декларации о  предполагаемом доходе по  форме 4-НДФЛ с 2020 года  будут уплачивать авансовые платежи.

Указанные изменения вступили в силу, за исключением некоторых  положений, для которых установлены   отдельные сроки.

 

 

  1. Новый вид муниципального образования - муниципальный округ. 

Новый вид муниципального образования - муниципальный округ

Федеральным законом от 01 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.

Муниципальным округом в соответствии с федеральным законом является несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В связи с введением нового вида муниципального образования уточняются критерии, которым должны соответствовать городские округа. В частности, устанавливается, что не менее двух третей населения городского округа должны проживать в городах и (или) иных городских населенных пунктах, а плотность населения на территории городского округа должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, при этом предусматривается переходный период до 1 января 2025 года, в течение которого не отвечающие требованиям настоящего Федерального закона городские округа должны быть преобразованы в муниципальные округа, а законы субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с настоящим федеральным законом.

 

 

  1. Установлены новые правила приема на целевое обучение по программам среднего профессионального и высшего образования. 

Установлены новые правила приема на целевое обучение по программам среднего профессионального и высшего образования

С 30 марта 2019 года утратил силу ранее действующий порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и целевом обучении, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2013 №1076.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 №302 «О целевом обучении по образовательным  программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 №1076» содержит положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего   образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, типовую форму договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального и высшего образования.

Установлено, что стороной договора о целевом обучении по инициативе заказчика или гражданина может быть организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую поступает гражданин на обучение по образовательной программе и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Кроме того, определена ответственность заказчика и гражданина, принятого на целевое обучение, за неисполнение условий договора в виде штрафа в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина.

 

 

  1. Вступили в действие изменения, внесенные в закон об оружии. 

Вступили в действие изменения, внесенные в закон об оружии

С 16 января 2019 года вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 219-ФЗ в закон «Об оружии».

Законом регламентировано, что продажа и передача инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия запрещена. 

Устанавливается необходимость вести учет приобретаемых и продаваемых оружия, патронов, а также материалов для самостоятельного снаряжения патронов и хранить данную документацию в течение 10 лет. Законодатель наделил правом приобретать и пользоваться огнестрельным оружием государственным учреждениям, должностные лица которых осуществляют государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, расширив перечень юридическими лицами с особыми установленными задачами.

 Граждане, впервые приобретающие гражданское огнестрельное длинноствольное оружие и спортивное огнестрельное длинноствольное оружие при изучении правил безопасного обращения с оружием и приобретении навыков безопасного обращения с оружием, должны пройти обучение безопасному самостоятельному снаряжению патронов к гражданскому огнестрельному оружию.

 

 

  1. Расширен перечень стратегически важных товаров и ресурсов, контрабанда которых в крупном размере влечет уголовную ответственность. 

Расширен перечень стратегически важных товаров и ресурсов, контрабанда которых в крупном размере влечет уголовную ответственность

Постановлением Правительства РФ от 22.10.2018 № 1259 расширен перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей  статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Указанное постановление включило в перечень  стратегически важных товаров и ресурсов изделия из драгоценных металлов; часы наручные, карманные и прочие, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры, с корпусом, изготовленным из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом; корпуса для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом; ремешки, ленты и браслеты для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, и их части из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом, а также руды и концентраты драгоценных металлов.

Постановление вступило в силу  по истечении 30 дней со дня его официального опубликования, т.е. 23 ноября 2018 года.

 

 

  1. Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете

 Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете

Федеральным законом от 06.02.2019 № 8-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

В частности, в обязанности руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций включено направление в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведений о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также вручение им направлений в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Кроме того, указанным Законом внесены изменения в организацию воинского учета граждан. В связи с внесенными изменениями, отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Данные изменения вступили в силу  17.02.2019.

 

 

 

  1. Право родителей находиться с детьми в стационаре лечебного учреждения. 

Право родителей находиться с детьми в стационаре лечебного учреждения

Один из родителей, иной член семьи или иной законный представитель ребенка имеет право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ребенку медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний (например, если состояние ребенка требует постоянного ухода) плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (ч. 3 ст. 51 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При этом ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ).

Право родителя на совместное нахождение в стационаре с ребенком может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях.