1. С нового года будет усилена защита добросовестных приобретателей недвижимости

Опубликован Федеральный закон от 16.12.2019 № 430-ФЗ с поправками к Гражданскому кодексу РФ.

С учетом внесенных изменений покупателя недвижимости, который, например, при ее покупке полагался на данные ЕГРН, будут считать добросовестным. Презумпция будет действовать, пока в суде не докажут, что он знал или должен был знать о том, что продавец не мог отчуждать имущество.

Изменится правило об исчислении срока приобретательной давности в отношении вещей, которые можно было истребовать по ст. ст. 301 и 305 ГК РФ. Этот срок будет начинаться со дня, когда вещь поступила в открытое владение добросовестного приобретателя. Если же за ним зарегистрировано право собственности на недвижимость, которой он открыто владеет, отсчет срока начнется не позднее момента регистрации такого права. Сейчас он начинает исчисляться не раньше, чем истечет срок исковой давности по соответствующим требованиям.

Суд не удовлетворит иск РФ, ее субъекта или муниципального образования об истребовании у добросовестного приобретателя (физлица или организации) жилого помещения, если истец им не владеет уже три года. Срок будут исчислять со дня внесения в ЕГРН записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя такой недвижимости.»

 

 

  1. Об изменениях в уголовной ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами России.

Федеральный закон от 16.10.2019 N 340-ФЗ с 27.10.2019 ужесточил уголовную ответственность для браконьеров, которые осуществляют незаконную охоту и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами России.

Поправки внесены в статью 258.1 УК РФ «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации». В соответствии с ее новой редакцией за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемых международными договорами, вместо трех лет принудительных работ можно получить четыре года.

Также преступника могут наказать: обязательными работами на срок до 480 часов; исправительными работами на срок до 2 лет; принудительными работами со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет; ограничением свободы на срок до 1 года; лишением свободы на срок до 4 лет (вместо 3 в прошлой редакции) со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

За незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ или охраняемым международными договорами, с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета, также увеличено наказание. Теперь преступника суд может приговорить к:

принудительным работам на срок до 5 лет (было до 4 лет) со штрафом в размере от 500 000 до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет или без такового;

лишением свободы на срок до 5 лет (было до 4 лет) со штрафом в размере от 500 000 до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Части третья и третья.1 статьи 258.1 УК РФ дополнены новым квалифицирующим признаком «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору». Наказанием за групповое преступление станет: лишение свободы на срок до 6 лет (было до 5 лет) со штрафом в размере до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

К ответственности за соответствующие преступления, совершенные при использовании служебного положения, теперь можно привлекать не только должностных, но и любых лиц. При использовании служебного положения преступника ждет лишение свободы на срок от 3 до 7 лет (было до 6 лет) со штрафом в размере от 1 миллиона до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет

 

 

  1. Ввели новые штрафы за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов

 

С 16 декабря установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности различных объектов и территорий. Такие требования предусмотрены, например, в отношении:

— торговых объектов;

— мест массового пребывания людей;

— гостиниц;

— объектов культуры и спорта.

За нарушение компаниям грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено за воспрепятствование соблюдению указанных требований.

До 16 декабря была установлена ответственность лишь за невыполнение требований к антитеррористической защищенности объектов транспорта и топливно-энергетического комплекса. Эти составы правонарушений сохранены.»

 

 

 

 

  1. Уголовная ответственность за вандализм

 

Статьей 214 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Наказание для лица, совершившего преступление, может быть назначено в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев.

Вандализм, совершенный группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Следует иметь ввиду, что уголовной ответственности по этой статье подлежат лица с четырнадцатилетнего возраста.

 

 

  1. Ужесточена ответственность за несоблюдение условий договора о целевом обучении выпускников и заказчиков такого обучения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»обновлены правила приема на целевое обучение по программам высшего и среднего специального образования.

Определено, в частности, что в случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение по программам высшего образования за счет федерального бюджета в пределах установленной квоты, или гражданином, принятым на целевое обучение, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, заказчик или гражданин выплачивают штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина.

Прием на целевое обучение по программам высшего образования за счет федерального, региональных или местных бюджетов осуществляется в пределах квоты, установленной Правительством РФ, региональным органом или органом местного самоуправления соответственно.

По инициативе заказчика или гражданина в число сторон договора о целевом обучении включаются образовательная организация, в которую поступает гражданин, и (или) организация-работодатель. Договором также устанавливается, что обязательства заказчика по трудоустройству гражданина будут исполнены посредством заключения трудового договора с гражданином или между гражданином и организацией-работодателем на неопределенный срок или на срок, составляющий не менее 3 лет. Договором могут устанавливаться условия оплаты труда гражданина в период осуществления им трудовой деятельности, в том числе минимальный уровень оплаты труда, а также период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после завершения обучения.

 

 

  1. Утверждены перечни документов, необходимых для проведения оценки последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения, ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ принятие решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося госсобственностью, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

С целью реализации данного закона издан приказ Минобрнауки России от 20.02.2019 № 8н, которым утверждены перечни документов, необходимых для проведения оценки последствий принятия решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения, ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной госсобственностью и закрепленного на соответствующем вещном праве за федеральной государственной организацией, находящейся в ведении Минобрнауки России, а также о заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, находящейся в ведении Минобрнауки России, договора аренды, договора безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности.

 

 

  1. На сайте вузов и других образовательных организаций должна размещаться информация о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными или международными организациями по вопросам образования и науки

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 292 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, согласно которым на сайте вузов и других образовательных организаций должна размещаться информация о заключенных и планируемых к заключению договорах с иностранными или международными организациями по вопросам образования и науки

Определено также, что в рамках мониторинга системы образования оценивается, в том числе численность иностранных обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам,  численность иностранных педагогических и научных работников, также  информация об иностранных или международных организациях, с которыми российскими образовательными организациями заключены договоры по вопросам образования и науки.

 

  1. Требования к проведению официальных спортивных мероприятий с участием несовершеннолетних

При проведении официальных спортивных соревнований, в том числе с участием несовершеннолетних, должна обеспечиваться их безопасность.

Статьей 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определено, что официальными физкультурными и спортивными мероприятиями являются физкультурные и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, устанавливающие порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований и собственниками объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при их организации и проведении утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353.

Указанные Правила определяют требования к обеспечению безопасности места проведения соревнований, права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта и организатора соревнований по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

В частности, организатор соревнования обязан:

— уведомлять соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке проведения соревнований;

— организовывать взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;

— разрабатывать и утверждать план мероприятий в срок не позднее 10 дней до начала соревнований;

— принимать меры по соблюдению правил противопожарного режима;

— информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения;

обеспечивать зрителям и участникам соревнований в случае необходимости оказание первой помощи и организовывать оказание скорой медицинской помощи и др. обязанности.

За нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 20.32. КоАП РФ.

 

  1. Управляющая компания уплатит жильцам штраф, если завысит плату за содержание жилья

С 11 января у ТСЖ, организаций, управляющих многоквартирными домами, жилищных или жилищно-строительных кооперативов, других специализированных потребительских кооперативов появился новый вид ответственности. Теперь эти организации будут платить штраф, если неправильно рассчитают плату за содержание жилого помещения. Он составляет 50% суммы переплаты.

Штраф уплачивается собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилого помещения по договору соцнайма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения:

платы за содержание жилого помещения;

задолженности по квартплате — до уплаты штрафа в полном объеме. В этой ситуации задолженность должна быть подтверждена судебным актом, вступившим в законную силу.

Срок уплаты штрафа — не позднее двух месяцев со дня, когда получено обращение собственника или нанимателя, если нарушение действительно имело место.

Такие изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

 

  1. Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

 

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника — в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

В совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5 и статьи 6 — 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

 

 

  1. Уголовная ответственность за уклонение граждан от уплаты налогов

В соответствии со статьей 198 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность грозит физическим лицам, достигшим шестнадцатилетние (индивидуальным предпринимателям и лицам, не являющимся таковыми) в случае их уклонения от уплаты налогов, сборов, а также страховых взносов путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем указания в декларации (документах) заведомо ложных сведений. При этом, сумма, подлежащая уплате, должна составить крупный или особо крупный размер.

Крупным размером признается сумма налогов за три финансовых года подряд более 900 000 рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм в совокупности либо превышающая 2,7 млн. рублей. Особо крупным размером считается сумма налогов, составляющая за три финансовых года подряд более 4,5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности либо превышающая 13,5 млн рублей.

К примеру, наступление уголовной ответственности при неуплате налогов возможно в случае получения гражданином дохода от сдачи имущества в аренду, который незадекларирован и сумма исчисленного налога (НДФЛ) составила крупный или особо крупный размер; непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов от продажи гражданином недвижимого имущества, находившегося в собственности менее трех лет; получение зарплаты «в конверте».

 Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела статья 32 Налогового кодекса РФ обязывает налоговый орган направлять в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий:

            — в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

            — налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);

            — суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;

            — размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления

Наказание за уклонение от уплаты налогов в крупном размере предусматривает лишение свободы на срок до одного года, в особо крупном размере – до трех лет.

В том случае, если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но при этом исчисленный на основании данной декларации налог не уплачен, привлечение к уголовной ответственности недопустимо. Вместе с тем, при таких обстоятельствах возникает основание для применения налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40%, если неуплата допущена умышленно (п. п. 1, 3 статьи 122 НК РФ).

В случае совершения гражданином преступления впервые, а сумма недоимки полностью уплачена, то он освобождается от уголовной ответственности.

 

 

 

  1. Ответственность за создание «фирм-однодневок»

 

Статьей 173.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, или являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

При этом, учредителями или директорами подставных лиц зачастую становятся лица, которые не подозревают о своем участии в этих фирмах (например, если они когда-то потеряли паспорт, а кто-то им воспользовался для регистрации фирмы), либо когда третьи лица предлагают создать юридическое лицо для ведения совместной предпринимательской деятельности, однако впоследствии фактическая деятельность не осуществляется. Наряду с этим, имеются случаи, когда граждане осознано становятся директорами или учредителями подставных лиц за определенное вознаграждение. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

 

  1. Работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, должно быть гарантировано право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства и после ее завершения

 

Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.12.2018 N 45-П признал часть первую статьи 178 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней положение — в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), — лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица.

Конституционный суд указал, что реализация гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 ТК РФ, на равных условиях — независимо от времени, прошедшего со дня увольнения до прекращения организации-работодателя, — всеми ее работниками, уволенными на основании пункта 1 части первой его статьи 81, действующим правовым регулированием не обеспечивается.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя. При этом федеральный законодатель в силу имеющихся у него дискреционных полномочий вправе определить как виды гарантий, предоставляемых увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, так и порядок их предоставления.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений предоставление гарантии, предусмотренной частью первой статьи 178 ТК РФ, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации и приобретшим право на сохранение среднего заработка на период трудоустройства после ее завершения, обеспечивается по выбору работодателя либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 178 ТК РФ, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

 

  1. Неопределенность толкования нормы перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения является основанием для признания ее недействующей

 

Верховный Суд РФ 16.11.2018 признал недействующим со дня вступления решения в законную силу положение пункта 23 раздела V перечня медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения, утвержденного приказом Минздрава России от 7 июня 2018 г. N 321н, в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования не допускает санаторно-курортное лечение взрослого населения при наличии некоторых заболеваний в фазе ремиссии с умеренными двигательными, чувствительными нарушениями, при возможности передвигаться самостоятельно или с помощью средств опоры на бальнеологических курортах с радоновыми, сероводородными, хлоридными натриевыми, йодобромными, кремнистыми термальными водами и грязевых курортах вне климатической зоны проживания пациента.

Приказом Минздрава России от 7 июня 2018 г. N 321н утвержден перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения. Раздел V включает медицинские показания для санаторно-курортного лечения взрослого населения с болезнями по классу VI по МКБ-10. Согласно пункту 23 указанного раздела Перечня лицам, страдающим определенным заболеванием в фазе ремиссии с умеренными двигательными, чувствительными нарушениями, при возможности передвигаться самостоятельно или с помощью средств опоры показано санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях в климатической зоне проживания пациента, на курортах: бальнеологических с радоновыми, сероводородными, хлоридными натриевыми, йодобромными, кремнистыми термальными водами; грязевых.

Основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение определены Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, которые определяют медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления. При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, учитывается наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.

Так, обратившийся в суд административный истец при наличии имеющегося у него заболевания может пройти санаторно-курортное лечение не только в санаторно-курортных организациях климатической зоны проживания пациента, но и на бальнеологических курортах с радоновыми, сероводородными, хлоридными натриевыми, йодобромными, кремнистыми термальными водами и грязевых курортах за пределами климатической зоны проживания пациента.

Между тем такое толкование не следует из содержания пункта 23 раздела V Перечня, что подтверждается письмами отделения ФСС РФ, в которых административному истцу разъяснено, что санаторно-курортное лечение при наличии имеющегося у него заболевания предусмотрено в санаторно-курортных организациях в климатической зоне проживания пациента.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности оспариваемой нормы Перечня, порождающей неоднозначное ее толкование и применение в нарушение требований части 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  1. Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника — в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

В совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5 и статьи 6 — 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

 

 

 

  1. Определены правила предоставления субсидий на разработку цифровых учебно-методических комплексов, симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий по областям "Математика", "Информатика" и "Технология"

Субсидия предоставляется оператору на реализацию мероприятий, в соответствии с планом, утверждаемым им по согласованию с Минпросвещения России, предусматривающим:

- проведение отбора организаций-разработчиков, в том числе на конкурсной основе.

- организационно-техническое, информационное сопровождение деятельности научно-методического и научно-технического советов;

- финансовое обеспечение и координация деятельности организаций-разработчиков в части разработки, сопровождения апробации и внедрения;

- проведение отбора образовательных организаций - участников апробации;

- обеспечение проведения исследований, включая научные, связанные с разработкой цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий и др.

Оператором является организация, наделенная функциями обеспечения проектного управления, организационно-технического, экспертно-аналитического, информационного и финансового обеспечения реализации указанных мероприятий, к целям деятельности которой относятся стимулирование в РФ собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы.

  1. Образована Правительственная комиссия по согласованию владения, управления либо контроля в отношении владельца аудиовизуального сервиса

Задачей Комиссии является принятие решений о согласовании владения, управления либо контроля прямо или косвенно в отношении более чем 20 процентов долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса со стороны иностранного государства, международной организации, а также находящейся под их контролем организации, иностранного юридического лица, российского юридического лица, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранного гражданина, лица без гражданства, гражданина РФ, имеющего гражданство другого государства, их аффилированных лиц, в совокупности или каждый в отдельности владеющих информационным ресурсом, который используется для распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений и количество пользователей которого на территории РФ составляет менее 50 процентов общего количества пользователей такого информационного ресурса.

  1. Президент РФ пообещал увеличить государственную поддержку отечественной кинематографии

В частности, Правительству РФ поручено, в числе прочего:

внести в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменения, устанавливающие случаи и порядок получения на конкурсной основе бесплатно второго или последующего высшего образования в ведущих федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, реализующих программы подготовки режиссеров театра, кино и телевидения, дирижеров, композиторов, литературных работников, переводчиков художественной литературы;

внести в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" изменения, направленные на установление полного государственного финансирования производства и проката: дебютных национальных фильмов независимо от их метража и вида (игровой, документальный, анимационный фильмы), создаваемых режиссерами - выпускниками федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы в области кинематографии, в течение пяти лет после получения ими высшего образования; уникальных авторских анимационных фильмов независимо от их метража; документальных и научно-популярных фильмов;

представить предложения об увеличении контрольных цифр приема граждан на обучение за счет федерального бюджета по таким специальностям, как режиссер театра, кино и телевидения, дирижер, композитор, литературный работник, переводчик художественной литературы, в целях сохранения доступности высшего образования для граждан, поступающих на обучение для получения высшего образования впервые.

  1. Обновлен административный регламент выдачи ФНС России свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином

Заявителями на получение данной госуслуги являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:

- производство прямогонного бензина, сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, в результате которой осуществляется производство прямогонного бензина;

- производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин.

Ее результат - выдача свидетельства отдельно на каждый вид деятельности (формы приведены в приложении к регламенту).

Срок ее предоставления - не более 30 календарных дней с момента представления заявления о выдаче (форма приведена в приложении) и необходимых документов. Заявление и документы представляются на бумажном носителе почтовым отправлением или непосредственно в соответствующее Управление, Межрегиональную инспекцию. Представление их в электронной форме не предусмотрено.

За выдачу свидетельства взимается госпошлина в размере 3 500 рублей.

 

  1. Утверждена новая политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации

Политика предназначена для сотрудников Росаккредитации и подведомственного ей ФАУ "Национальный институт аккредитации", экспертов по аккредитации, юрлиц и ИП, аккредитованных или претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации.

Утвержденный документ вводится взамен:

Политики национального органа по аккредитации по использованию комбинированного знака национальной системы аккредитации (утв. Росаккредитацией 19.10.2018);

Политики использования аккредитованными лицами на добровольной основе знака, свидетельствующего о выполнении ими требований или условий соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации, иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями, утвержденной Приказом Росаккредитации от 22.02.2019 N 32.

Политика вводится в действие с первого рабочего дня после дня ее утверждения приказом Росаккредитации.

  1. Использование рекламораспространителем автодозвона и автоматической рассылки будет расцениваться как нарушение Федерального закона "О рекламе"

Сообщается, в частности, что для целей выявления нарушения запрета, установленного пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", антимонопольным органам необходимо установить факт того, что:

в ходе осуществления звонка абоненту или направления ему сообщения использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание и автоматическая рассылка);

осуществление такого звонка абоненту или направление ему такого сообщения осуществлялось для распространения рекламы.

Запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопомольными органами как нарушение рекламораспространителем указанного положения Федерального закона "О рекламе".

  1. В Госдуму внесен президентский законопроект об административной ответственности за крупный размер нарушения порядка зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках, полученных по договорам с нерезидентами

Законопроектом предусматривается административный штраф за неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по зачислению на счета в уполномоченных банках денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, причитающихся в соответствии с условиями договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, если сумма указанных денежных средств превышает 100 млн. рублей и если эти деяния не содержат уголовно наказуемого деяния.

Размер штрафа составит 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением установленного порядка за каждый день просрочки, и (или) от 3/4 до 1 размера суммы средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Виновных должностных лиц предлагается штрафовать на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалифицировать на срок от 6 месяцев до 3 лет.

 

 

  1. Срок перехода к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг перенесен на 1 января 2021 года

Соответствующие изменения внесены в Постановления Правительства РФ от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"; от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду"; от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг".

 

  1. Правительство РФ установило денежную выплату в 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, впервые переехавших на работу в ЗАТО, обслуживаемые подведомственными ФМБА России федеральными государственными бюджетными учреждениями

Указанные выплаты предоставляются по месту работы медработника при условии заключения договора, в соответствии с которым работник обязуется отработать в соответствующих местностях и на соответствующих должностях в течение не менее 5 лет.

В случае нарушения работником указанных условий он обязуется возвратить часть выплаты пропорционально неотработанному времени.

  1. На 2020 год по регионам распределена квота на выдачу мигрантам 104993 приглашений на въезд в Россию и разрешений на работу

Например, количество разрешений на работу по ЦФО составляет 17204 шт., по г. Москве - 3821 шт., г. Санкт-Петербургу - 3273 шт., по Пензенской области - 270 шт. По г. Москве, как и в 2019 году, наибольшее количество разрешений на работу предусмотрено для рабочих, занятых на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных, ремонтно-строительных работах.

  1. Средства страхового резерва ФСС РФ размещаются Федеральным казначейством в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ

Постановление принято в связи с передачей полномочий ФСС РФ по размещению резерва средств на осуществление ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральному казначейству.

Установлено, в частности, что средства размещаются на основании письменного обращения ФСС РФ, направленного в Федеральное казначейство, с указанием объема и сроков размещения страхового резерва.

Федеральное казначейство ежемесячно представляет в ФСС РФ информацию о размещении указанных средств по форме, утвержденной Федеральным казначейством.

 

 

 

  1. Правила ОСАГО приведены в соответствие с действующим законодательством

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П:

- определяются случаи и порядок оформления извещения о дорожно-транспортном происшествии в электронном виде;

- отменяется необходимость оформления извещения о ДТП в случае оформления документов уполномоченными сотрудниками полиции;

- корректируются формы страхового полиса и извещения о ДТП;

- вносится ряд изменений юридико-технического характера.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

  1. Требования к использованию электронных документов при осуществлении ОСАГО приведены в соответствие с последними изменениями законодательства об автогражданке

Указанием, помимо прочего:

регламентируется процедура выявления недостоверности представленных владельцем транспортного средства сведений при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа;

уточняется порядок взаимодействия при проверке сведений, представленных для заключения договора ОСАГО в информационных системах федеральных органов исполнительной власти;

определяется порядок оформления извещения о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа;

вносится ряд изменений юридико-технического характера.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 

 

  1. С 1 ноября 2019 года собственников недвижимости уведомят о поступлении в регистрирующий орган электронных документов для регистрации перехода или прекращения права собственности

Таким образом собственник сможет своевременно выявить попытки незаконного присвоения принадлежащего ему недвижимого имущества. Уведомления будут направляться на электронные адреса, предоставленные гражданами для обратной связи.

Новые правила проведения электронных сделок только с письменного согласия собственника недвижимости вступили в силу с 13 августа 2019 года. Сегодня все объекты, сведения о которых внесены в ЕГРН, по умолчанию защищены от любых действий, совершаемых в цифровом пространстве рынка недвижимости. Для проведения дистанционных сделок собственник должен выразить свое согласие в бумажном виде, предоставив заявление для внесения в ЕГРН соответствующей записи. Погасить такую запись можно с помощью аналогичного бумажного заявления через МФЦ или почтовое отправление.

 

 

  1. На 2020 год определены средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Индексы установлены дифференцированно на первое полугодие и на второе полугодие 2020 года. В первом полугодии предусмотрено нулевое значение индекса. Во втором полугодии значение индекса, в частности по г. Москве, составит 5, по Московской области - 4,1, Санкт-Петербургу - 3,8, Ленинградской области - 3,6.

Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ. Согласно Жилищному кодексу РФ повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.

 

 

  1. Управляющим компаниям ИФ, ПИФ и НПФ даны пояснения по формированию отчетности по таксономии XBRL начиная с версии 3.1 и выше

Разъяснения включают в себя:

требования к архивам, представляемым в Банк России, и описание типовых бизнес-процессов при представлении отчетности в формате XRBL;

особенности определения дат в элементе периода контекста в отчетах XBRL, представляемых в Банк России;

особенности определения параметров (периодов) таблиц, влияющих на формирование контекстов в отчетах XBRL;

дополнительные разъяснения в части формирования отчетов XBRL управляющими компаниями;

контактную информацию для направления вопросов технического характера, возникающих при подготовке и представлении отчетности в формате XBRL в Банк России.

  1. Для плательщиков страховых взносов, которые не осуществляют деятельность или не производят выплаты своим работникам, с 2020 года упрощен порядок составления расчета

Сообщается, что новая форма расчета, подлежащая применению с 2020 года, для указанных плательщиков предусматривает заполнение только титульного листа, раздела 1 с указанием "Тип плательщика" без приложений и раздела 3 с нулями и прочерками.

Следует иметь в виду, что в письме речь идет о проекте, при этом новая форма расчета уже утверждена приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.

 

  1. ФНС России сообщила о включении сведений об акционерных обществах в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

С учетом положений части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ сведения об акционерных обществах (за исключением вновь созданных), отвечающих условиям отнесения их к субъектам МСП, могут быть внесены в Единый реестр только в случае, если в составе сведений о них в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ.

 

  1. Из формы запроса налоговой инспекции о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исключено поле, касающееся согласия на обработку персональных данных

Соответствующие изменения внесены в Типовую (рекомендуемую) форму запроса налоговой инспекции в орган, организацию, иному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, направленную письмом ФНС России от 25.09.2019 N БС-4-21/19518@.

Это связано с изданием письма ФНС России от 22.10.2019 N БС-4-21/21672@, в котором сообщалось, что отсутствие согласия на обработку персональных данных не является основанием для ненаправления налоговым органом запроса о подтверждении права налогоплательщика на налоговую льготу.

 

  1. ФНС России разъяснила, как определить место осуществления операций со средними дистиллятами для целей уплаты акциза

Особенности определения места осуществления операций по получению средних дистиллятов положениями Главы 22 "Акцизы" не установлены.

Указано, что налогоплательщик может определить место осуществления таких операций по своему выбору, в частности, исходя из одного из следующих критериев: местонахождение головной организации (обособленного подразделения), приобретающей средние дистилляты по договору; местонахождение головной организации (обособленного подразделения), на балансе которой учтено водное судно; местонахождение головной организации (обособленного подразделения), куда осуществляется поставка средних дистиллятов.

 

  1. С 1 января 2020 года к эксперименту по уплате самозанятыми лицами налога на профессиональный доход планируют присоединить еще 19 субъектов

Минфин России подготовил проект закона, вносящий изменения в эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Сейчас он проходит в четырех субъектах РФ: Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан.

Согласно проекту с 1 января 2020 года к эксперименту присоединятся 19 новых субъектов РФ: Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан.

Напомним, что специальный налоговый режим НПД вправе применять физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент, при условии соблюдения ограничений, предусмотренных НК РФ.

Постановка на налоговый учет и уплата налога могут производиться с помощью бесплатного мобильного приложения "Мой налог".

 

  1. ФНС России определилась с перечнем документов, которые могут быть истребованы при взыскании задолженности с 1 апреля 2020 года

С 1 апреля 2020 года изменяется порядок взыскания налоговыми органами задолженности налогоплательщика (налогового агента), предусмотренный статьей 46 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ).

С указанной даты вступит в силу новый пункт 2.1 статьи 93.1 НК РФ, предусматривающий право должностного лица, принявшего решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 миллион рублей, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника в соответствии с утверждаемым перечнем.

В целях реализации указанных положений ФНС России подготовлен проект приказа, содержащий перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика и иных лиц.

В числе таких документов, в частности, свидетельства о праве собственности на недвижимость; ПТС; договоры (контракты) - основания приобретения основных средств, патенты, регистры бухгалтерского учета, акты инвентаризации имущества, акты выполненных работ, а также разного вида информация, например, о наличии судебных споров, деловая переписка и иное.


  1. Президентский законопроект о смягчении уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства внесен в Госдуму

Вносятся изменения, в соответствии с которыми нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Предлагается также установить равную повышенную ответственность за указанные нарушения, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой.

Увеличиваются суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере для целей применения мер уголовной ответственности к виновным лицам.

Кроме того, вносятся изменения в примечания к статьям 198 - 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ в части, касающейся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. Предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).

Также в примечании к статье 210 УК РФ "Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)" указывается, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

 

  1. Президиум Верховного Суда РФ обобщил судебную практику по делам, связанным с применением норм законодательства РФ о хозяйственных обществах

В Обзоре приведены, в частности, следующие выводы:

спор, вытекающий из договора займа, заключенного между физическим лицом и хозяйственным обществом и не содержащего условий об осуществлении прав участников общества, об управлении обществом, о приобретении или об отчуждении долей в уставном капитале общества, подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, в том числе и в случае, если займодавец является одним из участников этого общества;

положения законодательства о необходимости нотариального удостоверения решения общего собрания участников ООО распространяются и на ООО с единственным участником;

решение общего собрания участников (акционеров) подлежит признанию недействительным независимо от того, каким размером доли в уставном капитале (количеством акций) владеет истец, в случае если доказано существенное нарушение процедуры созыва общего собрания участников (акционеров), которое воспрепятствовало участнику (акционеру) реализовать право на участие в принятии решений, связанных с управлением обществом;

уклонение участника общества от исполнения решения суда о ликвидации общества является основанием для назначения судом арбитражного управляющего, а не для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда о ликвидации;

решение общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала за счет внесения дополнительных вкладов может быть признано недействительным в случае, если его принятие не обусловлено интересами общества;

суд может отказать в признании решения общего собрания, не получившего необходимого большинства голосов, недействительным в том случае, если будет установлено, что участник, без голосов которого решение не может быть принято, без уважительных причин уклонялся от участия в собрании и препятствовал принятию общим собранием участников значимых хозяйственных решений, отсутствие которых существенно затруднило деятельность общества.

 

 

  1. Строительство, реконструкцию, ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры будет осуществлять создаваемая публично-правовая "Военно-строительная компания"

Компания создается в целях выполнения работ, оказания услуг по подготовке документации по планировке территории для размещения объектов военной и социальной инфраструктуры, инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению таких объектов.

Генеральный директор компании назначается на должность в порядке, определяемом Правительством РФ, сроком на пять лет.

 

    40.  О мерах воздействия за нарушение порядка в судебном заседании

Статья 258 УПК РФ предусматривает меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании. Нарушением порядка в судебном заседании является несоблюдение установленных уголовно-процессуальным кодексом правил поведения в зале суда, а также любое другое действие, которое мешает нормальному ходу судебного разбирательства, демонстрирует неуважение к суду или к участникам процесса, противоречит этическим нормам или распоряжениям председательствующего. Если нарушение порядка в судебном заседании, неподчинение распоряжениям председательствующего или судебного пристава допускает подсудимый, то в зависимости от характера нарушений он предупреждается председательствующим о недопустимости такого поведения либо по мотивированному решению председательствующего удаляется из зала заседания на определенный период (например, на период допроса потерпевшего или свидетеля; до окончания судебного следствия или завершения прений сторон), либо на него налагается денежное взыскание. Следует учитывать, что закон не предусматривает обязанность суда уведомлять подсудимого по возвращении в зал судебного заседания о содержании проведенных в его отсутствие судебных действий и исследованных доказательств. Лица из публики, т.е. не участвующие в судебном заседании, а присутствующие на нем и нарушающие порядок, могут быть удалены из зала по единоличному распоряжению председательствующего. Кроме того, на этих нарушителей может быть наложен штраф.