Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированными организациями по договорам с администрациями муниципальных образований в пределах средств, предусмотренных на эти цели.

 Указанные выше законы субъектов Российской Федерации приняты на основании позиции Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2010 № 32-В09-22, согласно которой, поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных является мерой по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их 

лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, отнесенных статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской федерации» (далее-Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (по предметам совместного ведения), которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, соответственно, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных также относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации и является его расходным обязательством.

 Прямо противоположный вывод следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2010 № 32-В09-20, согласно которому ни один из нормативных правовых актов прямо не предусматривает в числе санитарно-противоэпидемических мероприятий отлов безнадзорных собак и кошек.

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении во втором чтении находится проект Федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», в соответствии с нормами которого полномочия в сфере обращения с животными разграничены между различными уровнями власти.

Указанным проектом Федерального закона устанавливаются общие требования при обращении с животными, обязанности владельцев животных по их содержанию, регулируются вопросы создания приютов и содержания бездомных животных, вводится закрытый перечень случаев умерщвления животных.

20 февраля 2013 года Законодательным собранием Ленинградской области принят в первом чтении проект областного закона «О безнадзорных животных в Ленинградской области», внесенный прокурором Ленинградской области.

На основании изложенного, полагаю, что правомерные способы действий органов местного самоуправления будут определены с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.